Школьная успеваемость у детей, рожденных после применения ИКСИ
У детей, рожденных после ИКСИ, показатели школьной успеваемости схожи с показателями рожденных после ЭКО. При этом по сравнению с детьми, зачатыми естественным путем, рожденные после ИКСИ немного хуже учатся в младшей школе. Однако в средней школе никаких различий между детьми, зачатыми разными способами, не наблюдается. К таким выводам пришли специалисты из Гётеборского университета, изучившие данные более 2 млн. детей из шведских регистров.
Рост числа бесплодных браков в последние годы привел к росту числа детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). В связи с чем актуален вопрос об их здоровье и развитии.
Исследования показали, что применение ВРТ связано с повышенным риском перинатальных осложнений, в частности преждевременных родов, низким весом при рождении и низким весом для данного гестационного возраста. Хорошо известно, что преждевременные роды и низкий вес при рождении могут негативно влиять на когнитивные способности детей, зачатых в том числе и естественным путем. Но несмотря на это, влияние ВРТ на психическое здоровье детей остается мало изученным.
Применение интрацитоплазматической инъекции сперматозоида (ИКСИ) исключает естественный отбор сперматозоидов, а также может приводить к повреждению яйцеклетки и загрязнению ее цитоплазмы питательной средой. В связи с чем здоровье и когнитивное развитие детей, рожденных после ИКСИ, вызывает особую обеспокоенность.
Ранее проведенные исследования, в которых изучались когнитивные способности детей, рожденных после ИКСИ, показали противоречивые результаты. В одном из них сообщалось о более высоком риске умственной отсталости у рожденных после ИКСИ по сравнению с рожденными после ЭКО. В двух других исследованиях существенной разницы в коэффициенте интеллекта (IQ) между данными группами детей обнаружено не было.
Шведские ученые провели новое исследование, основной задачей которого было сравнить школьную успеваемость детей, зачатых с помощью ИКСИ и ЭКО. Вторичная цель заключалась в том, чтобы сравнить способности детей, рожденных после ИКСИ, и детей, зачатых спонтанно.
В исследование были включены одиночно рожденные дети, появившиеся на свет в Швеции в период с 1985 по 2006 г. Для сбора данных использовались персональные идентификационные номера (PIN), которые присваиваются всем швейцарским гражданам при рождении или иммиграции. Поиск информации о детях и их родителях проводился по шести перекрестным шведским регистрам: Медицинскому регистру ЭКО-рождений, Шведскому медицинскому регистру рождений, Национальному регистру пациентов, Шведскому регистру причин смерти, Национальному регистру ВРТ, Национальному школьному регистру.
Общее число детей, родившихся после ИКСИ, составило 6953, после ЭКО — 11 713, зачатых спонтанно — 2 022 995. Для анализа непрерывных переменных использовались простая и многофакторная линейная регрессии, для анализа бинарных зависимых переменных — логистическая регрессия. Были сделаны поправки на пол, год рождения ребенка, курение матери во время беременности, возраст родителей, их способность к деторождению, регион рождения, уровень образования родителей и перенос замороженных эмбрионов.
Сравнительный анализ не выявил разницы между детьми, рожденными после ИКСИ и детьми, рожденными после ЭКО, по общей оценке знаний, оценке по конкретным предметам, результатам квалификационного экзамена для перехода в среднюю школу и доле плохо успевающих учеников. В третьем классе дети, рожденные после ИКСИ, имели меньше шансов пройти все субтесты по математике и шведскому языку по сравнению с детьми, зачатыми спонтанно. Но в девятом классе никаких различий между рожденными после ИКСИ и зачатыми естественным путем не наблюдалось.
Данные о школьной успеваемости 2,1% детей, рожденных после ИКСИ, 2,0% рожденных после ЭКО и 2,3% зачатых естественным путем отсутствовали. Поиск информации в Национальном регистре пациентов с умственной отсталостью показал, что диагноз умственной отсталости в данной группе среди рожденных после ИКСИ имели 29,9% детей, среди рожденных после ЭКО — 32,6% детей, среди зачатых спонтанно — 35,0% детей. Аналогичный поиск в Регистре пациентов с ДЦП показал, что 2,7% рожденных после ИКСИ, 5,7% рожденных после ЭКО и 1,7% зачатых спонтанно не имели образования.
Результаты исследования были опубликованы в Human Reproduction.
Источник: Norrman E, Petzold M, Bergh C, Wennerholm UB. School performance in children born after ICSI [published online ahead of print, 2020 Jan 20]. Hum Reprod. 2020;dez281. doi:10.1093/humrep/dez281